Может ли комикс нести просветительскую миссию? Какие люди и события, связанные с историей Дальнего Востока, могли бы воплотиться в этом формате? Какое будущее ждет этот жанр? Участники круглого стола в рамках Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" им. В. К. Арсеньева (12+) в очередном эфире обсудили опыт создания графического романа "Невельской: плоды воображения" (12+) и высказались о роли таких произведений в воспитании молодежи, сообщает ИА PrimaMedia.
Графический роман "Невельской: плоды воображения" — проект творческой группировки Hero4Hero. Участники объединения — Роман Иванищев и Ксения Фролова — в ходе круглого стола рассказали, как зародилась идея создать мангу о Невельском, и какой общественный отклик вызвала получившаяся книга.
"Мы хотели придумать какой-то проект, выходящий за рамки стандартных форм репрезентации этнокультурного ландшафта нашей территории. Роман как профессиональный историк предложил выбрать на роль супергероя Дальнего Востока именно Геннадия Ивановича Невельского. Потому что сама его личность весьма нестандартная. Изначально была организована выставка, где Невельской предстал в роли героя комикса. А затем возникла идея сделать на основании получившегося образа полноценный графический роман", — рассказала Ксения Фролова.
Роман Иванищев подчеркнул, что формат графического романа — это хороший способ разговора с современными детьми на одном языке и отметил большую воспитательную и информационную роль такого жанра.
"Комикс, графический роман, манга для нас — это инструмент. Инструмент донесения важнейшей информации о человеке, который присоединил к России 36% всей ее территории. Если бы не Невельской, Россия заканчивалась бы в районе Иркутска. Инструмент донесения этого самого героического персонажа российского присутствия на Дальнем Востоке до аудитории. Мы до сих пор получаем положительные реакции от библиотекарей, от учителей истории, от родителей, которые говорят: наконец-то ребенок хоть что-то прочитал!", — прокомментировал Роман Иванищев.
Писатель Андрей Геласимов, отметил, что в истории Дальнего Востока буквально "миллион" тем, событий и личностей, которые могли также воплотиться в формате комиксов.
"Это не только эти замечательные исторические личности. Есть много героического, важного для воспитания молодежи, что можно было бы рассказать. Начиная от обороны Петропавловска от англо-французской эскадры адмирала Прайса. Через освоение бухты Константина, где мичман Николай Бошняк открывал будущую Совгавань, где сейчас база подводных лодок. До истории Гражданской войны, всей истории с японской интервенцией, истории Лазо, карачаевских дней... Все эти истории очень мощные!", — высказался Андрей Геласимов.
Ксения Фролова отметила, что указанные писателем события уже существуют в комиксовой "вселенной Дальнего Востока", над которой сейчас работает группировка.
Еще один участник круглого стола, писатель и биолог-охотовед Павел Фоменко напомнил, что еще один великий исследователь Дальнего Востока — Владимир Арсеньев — также достоин стать героем комиксов.
"Мы понимаем, что Арсеньев был оболган, и достаточно плохо закончила его семья, и сам он умер, не дождавшись достойной оценки своих заслуг. Это человек наряду с Невельским — тот сюжет, который нужно и важно оформлять в виде этих картинок, которые будут восприниматься, являться агитационным и пропагандистским материалом, который сейчас нужен нашей молодежи, чтобы мы понимали историю, не забывали ее, не забывали наших исторических личностей, которые совершают подвиги — каждый на своем месте", — сказал Павел Фоменко.
Он добавил, что еще один важный сюжет, который подошел бы такому формату — это истории, посвященные защите и охране окружающей среды. В таком случае "супергероем" может стать даже инспектор-охотовед, который тоже совершает свой ежедневный подвиг в борьбе с браконьерством.
Роман Иванищев в свою очередь рассказал о подготовке графического проекта, как раз посвященного Владимиру Арсеньеву.
"В прошлом году к 150-летию Арсеньева мы сделали небольшой графический проект с дополненной реальностью. Мы показывали его в Музее современного искусства "Артэтаж". Он состоял из шести иллюстраций про Арсеньева и Дерсу Узала, которые сидят вечером, пьют чай и рассказывают друг другу свои истории. Очень хотелось показать Арсеньева не как памятник, забронзовевшую фигуру, а как человека, который ходил по тайге и вечером рассказывал своему другу охотничьи байки — про летающего человека, волшебные горы под Находкой, про медведя-оборотня... Сейчас мы разрабатываем большой выставочный проект, а впоследствии — графический проект как раз про Арсеньева и про Дерсу Узала", — рассказал Иванищев.
Он добавил, что также группировка работает над созданием графического романа о Василии Ощепкове — основателе национального вида борьбы самбо и человека, который привез в Россию дзюдо.
О будущем комикса как жанра в своем выступлении высказался Дмитрий Емец — российский писатель-фантаст, автор серии книг про Таню Гроттер и Мефодия Буслаева.
"Мне кажется, если пытаться это искусство развернуть в позитивное направление, научно-познавательное, как это было с Невельским, это очень перспективно. Я думаю, что комиксы, если будут развиваться как жанр, скорее всего пойдут в двух направлениях. Это как животные — они либо становятся совсем крошечными, чтобы их не раздавили, и они могли забиться в норку, либо очень большими, чтобы они сами могли всех раздавить. Также и с комиксами. Одни пойдут в сторону увеличения иллюстрации, а некоторые комиксы, напротив, пойдут навстречу к роману. И мне, как человеку, который пишет толстые книги, было бы интересно что-то на стыке комикса и романа", — заключил писатель.
Модератор онлайн-конференции выступил — куратор Премии им. Арсеньева, президент Фестиваля ЛИТР (6+) Вячеслав Коновалов.
Напомним, Общероссийская литературная Премия "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева учреждена по инициативе заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Впервые лауреаты Премии были названы в декабре 2019 года. Произошло это в рамках мероприятий "Дней Дальнего Востока в Москве" в здании Российского Фонда культуры.
Главная цель Премии — поддержка российских и зарубежных писателей, посвящающих свои произведения Дальнему Востоку и содействующих формированию единого культурного пространства многонациональной России.
читайте также