Очередная онлайн-дискуссия в рамках четвертого сезона Премии имени Арсеньева была посвящена, по сути, самой Премии — в контексте существующих в России литературных премий. Инициаторами круглого стола "Литературные премии и современный литературный процесс" (12+), как всегда, выступили организаторы Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" им. В.К. Арсеньева (12+), новый сезон которой, напомним, стартовал 1 февраля 2022 года. В результате онлайн-дискуссии эксперты пришли к ряду важных выводов: во-первых, Премия нужна и уже доказала свою состоятельность; во-вторых, она выполняет важную функцию литературного "сшивания" пространств нашей необъятной Родины; в-третьих, привлекает внимание россиян к фантастически красивому, но туристически неосвоенному Дальнему Востоку. Самые интересные и концептуальные высказывания — в обзорном материале ИА PrimaMedia.
"Почему писатели, как мотыльки, летят на премии?"
Как и прежде, открывать работу круглого стола выпало куратору Премии имени Арсеньева, президенту фестиваля "Литература Тихоокеанской России" (6+) Вячеславу Коновалову. Коснувшись главных принципов существования арсеньевской Премии (прозрачность, объективность, профессионализм жюри), он перешел, по сути, к ее философии, призвав на помощь, как это полагается у людей литературных, метафору.
— Литературная премия, как я себе представляю, это такой маяк на Эгершельде, который стоит и освещает во все стороны бесконечные пространства и дает возможность не заблудиться, куда-то идти, куда-то двигаться. Почему премии обладают таким ярким светом и так привлекают к себе такое большое количество участников? Почему писатели как мотыльки летят на премии? Да, по одной простой причине. Эта причина совсем даже не деньги. Дело в том, что премия дает возможность узнать об этом человеке широкой публике. Премия, она как яркая вспышка. И в СМИ ее освещают, и по телевизору о ней говорят, и по радио. В результате проходит волна интереса. И когда ко мне обращаются с просьбой посоветовать почитать что-нибудь хорошее из того, что вышло в последнее время, я обычно говорю следующее: "Если тебе короткое хочется что-нибудь почитать, то открой длинный лист Премии имени Арсеньева, и там ты увидишь список того, что почитать можно. Или открой короткий список Премии имени Арсеньева, если у тебя не так много времени, — сказал Вячеслав Коновалов.
Второе преимущество премий — возможность писателям пообщаться друг с другом, а также с членами жюри, которое, как правило, состоит из маститых и авторитетных авторов.
По словам Коновалова, Премия имени Арсеньева является одной из самых авторитетных премий по набору жюри, в котором с каждым годом находится всё больше "прижизненных" классиков. Двое из них — известный российский писатель и издатель Даниэль Орлов и не менее известный российский журналист, телеведущий, литературный критик и прозаик Алексей Колобродов — стали участниками круглого стола.
Литература, проходящая сквозь два фильтра жюри, в конце концов позволяет получить, если так можно выразиться, чистое дальневосточное "золото", которое достойно быть представленным на главных книжных полках страны, на первых страницах литературных журналов и альманахов, метафорически завершил свое вступительное слово Вячеслав Коновалов.
"Мне очень нравится изящество схемы Премии имени Арсеньева"
И все-таки, почему литературные премии в конце концов умирают, или вырождаются, задался вопросом модератор круглого стола московский журналист и филолог, кандидат филологических наук Антон Ефимов.
— Премии умирают по самым разным причинам. Премия — это достаточно серьезный управленческий проект. И если ее рассматривать с позиции бизнеса и экономики, с позиции бизнес-проекта, то становится совершенно понятно, что этот проект живет какое-то время, выходит на какую-то самую высокую точку, на какой-то пик, после чего идет спад и умирание, — сказал Алексей Колобродов.
В качестве примера эксперт привел премию "Русский Букер" (12+), которая, по его мнению, была интересная, важная, нужная и уже достаточно обрусевшая. Однако ее погубили субъективные факторы и рожденные ими скандалы. В какой-то момент, всем это надоело, включая спонсоров.
— Если говорить в целом, то премиальный процесс в России переживает некоторый кризис в связи с известными внешнеполитическими и внутриполитическими обстоятельствами. Процесс этот достаточно объективный, но довольно печальный, — констатировал эксперт.
В настоящее время можно говорить о трех основных литературных премиях, которые у всех на слуху. Это премия "Большая книга" (12+), имеющая практически государственный ранг; премия "Ясная Поляна" (12+) и премия "Национальный бестселлер" (12+), по мнению Колобродова, самая интересная и самая скандальная.
— В этом смысле появление таких премий, как Премия имени Арсеньева представляется неким очень интересным выходом из ситуации, достойной литературной премией. Здесь нужно учитывать три составляющих: репутация экспертных институций, будь то номинаторы или жюри, рецензенты, если они есть; прозрачность самого процесса и, как бы точнее выразиться, изящество схемы. Мне очень нравится изящество схемы Премии имени Арсеньева. То есть я имею в виду, что эта Премия одновременно и региональная, и федеральная, и даже международная. В ней участвует автор с любого конца земли, главное, чтобы в произведении должен быть дальневосточный контекст, — отметил Алексей Колобродов.
По его мнению, такая схема может быть достаточно перспективна для других территорий страны, — например, для регионов Северного Кавказа, Поволжья, Северо-Запада и Сибири. Очень многим русскоязычным литераторам со всего мира всегда есть что сказать об этих территориях с их мифологией, особым жизненным укладом, историей и культурным наследием.
— Вот это изящество рисунка, которое одновременно позволяет играть и на всю русскую литературу в целом, и, в общем, каким-то образом обнаруживать гениев места, как-то поднимает регион в литературных рейтингах, — подчеркнул Колобродов, имея в виду, прежде всего, Премию имени Арсеньева.
"Обмакнуть литературные ботинки в Японское море"
Даниэль Орлов согласился с коллегой, что в Премии имени Арсеньева есть "некая фишка, некий драйв, связанный с тем, что это одновременно и региональная, и общероссийская премия".
— Очень важно, что с одной стороны в огромном количестве привлекаются местные литераторы, а с другой стороны писатели остальной России, которым есть что высказать по поводу Дальнего Востока. Вообще, как мне кажется, благодаря этой Премии мы занимаемся очень интересным делом — как бы заново присоединяем Дальний Восток к литературной России. Это такая новая экспансия, — заметил Орлов.
По словам писателя, Россия действительно имеет огромную протяженность по часовым поясам. Жители страны гордятся, что живут в такой большой и прекрасной стране. Однако мало кто знает, что собой представляют удаленные уголки, такие, как Дальний Восток. От этого незнания и идет некая разобщенность. Интернет, в какой-то мере, помогает преодолеть эту разобщенность, однако живое общение литераторов, живущих в Южно-Сахалинске, Владивостоке, Хабаровске, в сибирских городах и т.д. с собратьями по цеху из центральных регионов ничем не заменишь.
— Мы начинаем потихонечку все это пространство сшивать. У коллег с Дальнего Востока есть определенная обида на столичные города — Москву и Санкт-Петербург — за то, что вся литературная, вся культурная жизнь и вся повестка формируется именно там. А почему? Неужели там самые большие культурные силы? Неужели там единственное понимание того, как должна развиваться Россия, куда должен идти человек, какие сейчас смыслы и вызовы? Не думаю. Мне кажется, что в России вообще должно быть очень много центров культурного притяжения и культурного движения. Одним из них стал Владивосток — благодаря Премии имени Арсеньева, благодаря ЛиТРу, — высказал свою точку зрения Даниэль Орлов. — И всякий раз это — интеграция Дальнего Востока в единое литературное пространство и возможность писателям европейской части России, писателям Сибири каким-то образом причаститься к этим дальневосточным тайнам, почувствовать их, обмакнуть свои, что называется, литературные ботинки в Японское море.
Своими мыслями по поводу Премии Арсеньева поделилась главный редактор российского литературного журнала "Дальний Восток", писательница Александра Николашина (Хабаровск).
— Это хорошо, потому что некоторая оторванность Дальнего Востока, конечно, имеет место быть. Авторы нашего журнала высылают свои произведения на Премию имени Арсеньева. Ну и попадают в десятку. Это, по-моему, очень хорошо. А премии нужны, потому что это престижно. Это действительно возможность расширить круг своих читателей. Для любого литератора это важно, — сказала она.
Александра Николашина рассказала о премии имени Петра Комарова (русский советский поэт, лауреат Сталинской премии, живший в Хабаровске — Ред.), которая вручается авторам "Дальнего Востока" вне зависимости от того, где они проживают.
Завершая работу круглого стола, Вячеслав Коновалов согласился, что "сшивание" литературного пространства России действительно является основной из главных целей Премии имени Арсеньева.
С интересным предложением выступил Алексей Колобродов. Он предложил создать портал, на котором отражались бы все этапы движения Премии. Желательно было бы ввести рубрику рецензирования текстов обоих списков — длинного и короткого.
— Мне кажется, Премия имени Арсеньева могла бы выступить застрельщиком новой литературной этики, новых литературных нравов, если уж мы ее возводим на такие высокие позиции, — сказал Колобродов.
Напомним, что Общероссийская литературная Премия "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева учреждена по инициативе заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Впервые лауреаты Премии были названы в декабре 2019 года. Произошло это в рамках мероприятий "Дней Дальнего Востока в Москве" в здании Российского Фонда культуры.
Главная цель Премии — поддержка российских и зарубежных писателей, посвящающих свои произведения Дальнему Востоку и содействующих формированию единого культурного пространства многонациональной России.
За три сезона на соискание Премии поступило более 300 заявок от писателей из 24 субъектов Российской Федерации, а также от соотечественников, проживающих за рубежом.
Ежегодно жюри Премии определяет лучшие произведения по трем номинациям: "Длинная проза", "Короткая проза", "Проза для детей". Победители получают денежное вознаграждение и ценные призы.
читайте также