Очередная онлайн конференция "Современные литературные вкусы. Что сегодня читают молодые россияне?" (12+) прошла 26 мая в рамках серии дискуссий (12+), которые проводят организаторы Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" им. В.К. Арсеньева (12+), сообщает ИА PrimaMedia. Участники мероприятия обсудили, в частности, как возродить интерес молодежи к классической и современной русской литературе, нужен ли читателю новый "герой нашего времени" и из каких источников черпает юное поколение читателей информацию о книгах и их авторах.
Открывая дискуссию, куратор Премии им. Арсеньева, президент Фестиваля "Литература Тихоокеанской России" (12+) Вячеслав Коновалов отметил, что сегодня крайне не просто однозначно определить, какого читателя можно отнести к "представителям молодежи", а какого — нет.
"Вот это разделение на молодежь и взрослых — мне кажется, оно изначально носит какой-то такой даже провокационный характер. Вот смотрите, я сейчас с вами разговариваю из редакции журнала "Юность", и надо мной — два портрета: Валентин Катаев и Борис Полевой. Можно ли назвать того или другого однозначно детским или взрослым писателем? Если смотреть на "Повесть о настоящем человеке" или "Сын полка", то это литература для взрослых или для детей?", — и такой аспект предложил рассмотреть участникам дискуссии Вячеслав Коновалов.
Учитель русского языка и литературы из Владивостока Владислав Бушуев, в свою очередь, отметил, что сегодня школьники во многом мотивируются к чтению информацией, распространяемой в соцсетях своими же сверстниками, и поэтому зачастую отдают предпочтение зарубежной литературе или же даже таким произведениям на стыке жанров, как, например, комиксы.
Вместе с тем, уверен Бушуев, повысить интерес ребят к русской классике также вполне возможно, если попытаться рассказывать о произведениях с точки зрения раскрытия всей полноты заложенных в них смыслов (естественно, со скидкой на возраст аудитории).
Полина Архипова, представитель дальневосточной литературной общественности, поддержала тезис Владислава Бушуева о том, что читательский интерес значительной доли молодых людей сегодня формируют именно сообщества. Вместе с тем, отметила участник дискуссии, значительный сегмент читателей молодого возраста отдает предпочтение литературе нон-фикшн, из которой черпает знания, необходимые для профессионального и личностного роста. В беллетристике же, уточнила Архипова, молодежь ищет сегодня сюжеты и смыслы, посвященные поиску справедливости.
"Все мы знаем, что юношеский максимализм — дело такое: ты живешь с невероятным, просто даже болезненным желанием того, чтобы все было честно, все было справедливо. И, конечно же, я думаю, что это одна из главных причин того, почему такая литература сейчас популярна среди подростков", — заметила участник круглого стола.
Сергей Соловьев, директор Научной библиотеки ДВФУ, проанализировал, каких новых литературных героев для молодежи смогла создать современная российская литература, и пришел к выводу, что здесь пока особо успешных примеров мы не наблюдаем.
"Да, родился в 2006 году главный герой романа "Духless" (18+), который, по большому счету, продолжает, как мне кажется, прекрасную русскую традицию "Героя нашего времени" Лермонтова. Герой романа Минаева, на мой взгляд, откровенно повторяет судьбу Печорина, пускаясь во все грехи, переживая в конечном итоге катарсис общения с женщиной и оставаясь на перепутье. Такая классическая русская интеллигенция", — отметил, в частности, Соловьев, подчеркнув, что, по его мнению, для формирования новых героев для молодого поколения читателей все-таки необходима некоторая продолжительная стабильность в жизни страны и общества.
Основательница книжного магазина "Ремарка" (Хабаровск) Анастасия Трендберг констатировала, что сегодня в фокусе внимания молодого читателя — зарубежная переводная литература.
"Ее очень много — и детективы, и романы, и просто проза. И всего две полочки современной российской прозы. Потому что это достаточно непопулярный жанр. К сожалению, в России о наших соотечественниках не любят читать, — рассказала Анастасия. — Русская современная проза, конечно, очень сложная для читателя, который хочет читать детективы или романы, или какие-то легкие бестселлеры, — сказала Светлана. — "А какую там книжку все обсуждают, почему я не в теме?" И поэтому я считаю, что для того, чтобы популяризировать российскую литературу, нужно делать акцент в том числе и на этом канале, рассказывать про эти книги".
Алексей Варламов, ректор Литературного института имени А.М. Горького, посвятил свое выступление на онлайн-конференции анализу озвученной в ходе дискуссии некоей "нелюбви" молодого читателя к отечественной литературе."Когда к нам в Литературный институт поступают, то один из экзаменов — это так называемое "творческое собеседование". И там мы задаем разные вопросы, чтобы выяснить, насколько люди мотивированы, чтобы приходить к нам учиться. Спрашиваем, какой у них круг чтения, естественно. Кого вы знаете из современных российских авторов? Большинство говорит, что "я современную литературу не люблю". Ну, хорошо, вы не любите современную литературу. А кого именно вы не любите? И вот тут возникает пауза, потому что не знают, кого не любят", — рассказал Алексей Варламов.
По оценке ректора Литературного института им. Горького, сегодня миссия продвижения отечественной современной литературы в широких кругах читателей — у всех вовлеченных в литературную жизнь людей, будь то сами писатели, преподаватели, журналисты, книготорговцы, литературные критики, агенты и др. Форматы ты же реализации этой миссии могут быть самыми разными.
"Можно в связи с этим вспомнить и наш замечательный литературный фестиваль "Литература Тихоокеанской России", куда приезжают писатели самых разных весей, областей, городов нашей страны, — отметил Варламов. — И мне кажется, такой путь, когда люди видят писателя, автора, они на него посмотрели, послушали, что он говорит, задали ему какие-то вопросы — может быть, у них проснется интерес к тому, что он пишет. И это ведь не только на Дальнем Востоке происходит, это много где происходит. И мне кажется, что это правильно".
Подводя итог дискуссии, куратор Премии им. В.К. Арсеньева Вячеслав Коновалов констатировал, что сегодня интересом читателя — и особенно молодого читателя — во многом управляют интересы книготорговли.
"Получается, что мы просто упираемся в так называемый "голый маркетинг". Вот посмотрите на книги, которые здесь назывались. Как правило, это книги, над которыми поработали очень серьезно маркетологи. То бишь это — реклама. Это реклама, которая идет через лидеров мнений, которые образуют те самые "группы любви", — отметил Коновалов.
По оценке куратора Премии, ситуация в молодежном сегменте современной литературы требует сущностного изменения, поскольку само время ставит перед обществом и, соответственно, молодыми людьми, которым предстоит формировать наше будущее, совсем другие вопросы, нежели чем сосредоточенность и упоение личными "страданиями" и некими полученными в прошлом "травмами".
"Если мы будем и дальше двигать такую литературу, которая гнет в основном одну линию, то у нас и будет такая литература для молодежи, которую мы сейчас наблюдаем, — "страдательная". Но во времена-то какие мы живем? Есть ли время для того, чтобы страдать? — задался риторическим, по сути, вопросом Вячеслав Коновалов. — Может быть, мы все-таки обратим внимание — в том числе и маркетинговое — на то, что двигает литературу нормальную, а не литературу "страдательную".
Напомним, что Общероссийская литературная Премия "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева учреждена по инициативе заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Впервые лауреаты Премии были названы в декабре 2019 года. Произошло это в рамках мероприятий "Дней Дальнего Востока в Москве" в здании Российского Фонда культуры.
Главная цель Премии — поддержка российских и зарубежных писателей, посвящающих свои произведения Дальнему Востоку и содействующих формированию единого культурного пространства многонациональной России. За три сезона на соискание Премии поступило более 300 заявок от писателей из 24 субъектов Российской Федерации, а также от соотечественников, проживающих за рубежом.
Ежегодно жюри Премии определяет лучшие произведения по трем номинациям: "Длинная проза", "Короткая проза", "Проза для детей". Победители получают денежное вознаграждение и ценные призы.
читайте также